Коробка может быть изготовлена малым тиражом
от 1 шт. методом плоттерной резки
(без применения штанц-формы)

Гофрокартон и все о картоне

Рассчитать коробку

Гофрокартон - это многослойная структура из гофрированных и плоских слоев, склеенных между собой силикатным или крахмальным клеем. Слои представляют собой плотный (100 – 235 гр./м2) ролевой бумажный материал. Качество слоёв наряду с высотой профиля (1,5 – 8 мм) обеспечивают требуемую жёсткость гофрокартона.

История гофрокартона

Гофрированная бумага была запатентована в 1856 году в Великобритании и использовалась как подкладка под шляпы. Гофрокартон в сегодняшнем понимании этого слова был запатентован двадцатью пятью годами позже, 20 декабря 1871 года, американцем Альбертом Джонсом из Нью-Йорка. Это был двухслойный гофрокартон: картон, у которого отсутствовал один из плоских слоёв. Первая машина для производства гофрокартона была построена в 1874 году — с этого момента началось массовое производство, постепенно распространившееся на весь мир. В том же году впервые был произведён трёхслойный гофрокартон. В настоящее время по всему миру в производстве гофроупаковки занято более трёхсот тысяч человек, в мире насчитывается более полутора тысяч производств.

Марки и классы гофрокартона

В зависимости от количества плоских и гофрированных слоев гофрокартон подразделяют на три наиболее распространённых марки:

Двухслойный гофрокартон (условное обозначение Д) — состоит из одного плоского и одного гофрированного слоев. Используется в основном в качестве прокладочного и оберточного материала, а также для защиты напольных покрытий при проведении ремонтных и строительных работ.

 

Трехслойный горфрокартон (условное обозначение Т) — состоит из одного гофрированного и двух наружных плоских слоев. Используется для изготовления гофротары и вкладышей, может применяться в качестве прокладочного материала.

 

Пятислойный гофрокартон (условное обозначение П) — состоит из двух гофрированных и трех плоских слоев. Применяется, как правило, для изготовления гофротары повышенной прочности.

 

Наиболее употребляемый в промышленности трёхслойный гофрокартон марок Т-21, Т-22, Т-23, Т-24, Т-25.

Гофрокартон различают по виду профиля - геометрическим размерам внутренних волн, определяющим геометрические и физические характеристики гофрокартона. Диапазоны размеров высоты и ширины волн группируют по классам, обозначаемым латинскими буквами A, B, C и т.д.

Ниже приведена таблица профилей гофрокартона.

Таблица 1

Название материала

Высота волны

Повторяемость волны

Количество волн/мм

Макс. толщина

С - профиль

3,66

7,95

126

4,20

В - профиль

2,50

6,50

153

3,00

Е - профиль

1,16

3,50

285

1,60

F - профиль

0,75

2,40

415

1,20

G - профиль

0,55

1,80

555

0,98

N - профиль

0,40

1,50

666

0,83

 

Классы картона отличаются друг от друга абсолютным сопротивлением продавливанию (МПа), удельным сопротивлением разрыва с приложением разрушающего усилия вдоль гофров (кН/м), сопротивлением торцевого сжатия гофров (кН/м).

Микрогофрокартон

Микрогофрокартон — трехслойный гофрированный картон толщиной от 1,5 до 1,8 мм. В отличие от гофрокартона, микрогофрокартон за счет меньшей толщины имеет несколько меньшие прочностные характеристики, применяется для более легких конструкций, требующих товарного вида. Микрогофрокартон имеет более низкие амортизирующие качества по сравнению с гофрокартоном и поэтому при выборе материала для хрупкой упаковки данный недостаток стоит учитывать.

Микрогофрокартон маркируется буквой «Е» и имеет свою историю от первоначального наименования марки микрогофрокартона «Элита» (Elite), производство которого было налажено в США. Малая высота гофры и меньшая ширина гофров у этой марки, позволяет получить ровную поверхность и высокую плоскостную жесткость. Используется микрогофрокартон для индивидуальной, презентабельной картонной упаковки, как правило, с офсетной и флексо печатью.

Преимущества использования микрогофрокартона: Легкая и прочная конструкция, которая лучше защищает находящийся внутри товар; Подходит как для упаковки крупных, так и небольших по размерам товаров в любой отрасли промышленности и для пищевых продуктов. Этот вид гофры позволяет создавать даже очень маленькие коробки, которые имеют достаточно привлекательный внешний вид.

Редко применяемые виды гофрокартона

Четырехслойный гофрированный картон — это сочетание одного наружного и одного внутреннего лайнера и двух гофрированных сред. Этот вид гофрокартона изготавливается в листах и используется, как правило, для каширования. В России наиболее популярен четырёхслойный гофрокартон с профилем «С+Е».

Семислойный гофрированный картон состоит из трех гофрированных, двух плоских наружных и двух плоских внутренних слоев

Форма гофры

Более 90% производимого гофрокартона в мире имеет синусообразную форму гофры (рисунок 2). Иногда для специальных целей производится V-образная гофра.

Преимущества гофрокартона по сравнению с другими упаковочными материалами

Преимущества гофрокартона:

  • низкая стоимость;
  • разнообразие типоразмеров и конструкций;
  • высокая технологичность изготовления с применением автоматизированного оборудования;
  • возможность нанесения печати с использованием различных технологий печати и отделки;
  • простота сборки и заполнения продукцией;
  • легкость и экономия места при транспортировке и хранении в наполненном и пустом состояниях;

 

Сегодня коробки из гофрокартона широко используются для

  • упаковки продуктов питания,
  • табачных изделий,
  • лекарств,
  • парфюмерной продукции,
  • бытовой химии (стиральных порошков),
  • бытовой техники и электроники,
  • мебели,
  • товаров производственного назначения. 
  • и другой разнообразной продукции.

 

Гофротараэто надежная защита продукции:

  • способность противостоять ударным нагрузкам;
  • устойчивость к полному разрушению при локальных повреждениях типа прокола (пробоя);
  • сопротивление проникновению влаги;
  • сохранение формы при вибрационных воздействиях;
  • сопротивление торцевому и плоскостному сжатию;
  • способность выдерживать падение с определенной высоты.

 

Упаковка из гофрокартона – это красиво и удобно:

  • возможность высококачественного оформления с использованием различных технологий печати и отделки;
  • использование в рекламных целях;
  • трансформируемость в дисплеи/ стенды с образованием дополнительной торговой/рекламной площади;
  • легкость складирования
  • легкость сборки и наполнения продукцией,
  • возможность вскрытия упаковки для контроля товара без ее повреждения;

 

Рециклирование и способность к естественному саморазрушению.

Картонная тара легко утилизируется и до 80% ее в виде макулатуры повторно используется, что имеет огромное ресурсосберегающее и экологическое значение. 

Производство гофрокартона

Для производства гофрокартона используется бумага для гофрирования, имеющая массу от 100 до 140 г/м², картон для плоских слоев массой от 150 до 235 г/м² бурого или белого цвета, а также крахмальный или силикатный клей.

Производство гофрокартона осуществляется в специальном помещении, площадь которого должна оставлять около 800 м². Необходимо наличие подъемного механизма (тельфера или электропогрузчика). Температура в производственном помещении должна быть не ниже 18°C, влажность — не более 80%.

Описание технологического процесса

Перед началом производственного процесса рулоны бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев должны в течение суток находиться в помещении с температурой воздуха не ниже 15°С, где происходит процесс их кондиционирования.

Затем рулоны закрепляются на размоточном станке (раскате), после чего бумага и картон поступают на специальные разогревающие цилиндры и промежуточные валики, где происходит их увлажнение и равномерный нагрев. Это способствует более глубокому проникновению клея в толщину бумаги и лучшему склеиванию с картоном.

Далее бумага для гофрирования поступает в гофрировальную машину (гофрирующий пресс). Здесь она проходит между нагретых до 150-180°С зубчатых гофрирующих валов, в результате чего образуется волнистый слой заданного профиля. Размеры гофров зависят от конфигурации зубьев валов.

После этого гофрированная бумага поступает в клеенаносящую машину. При помощи клеевого вала на вершины гофров одной из сторон наносится клеевая пленка (количество наносимого клея регулируется изменением положения дозирующего вала). Затем гофрированный слой совмещается с плоским картоном, который под действием прижимного вала плотно приклеивается к вершинам гофров. Этот этап завершает процесс производства двухслойного гофрокартона.

Получившийся двухслойный гофрокартон по наклонной транспортерной ленте подается на накопительный мост, а затем в клеильную машину, где происходит нанесение клея на свободную сторону гофрированной бумаги.
После этого гофрированный картон подается в сушильное устройство, где происходит его склеивание и сушка. Процесс сушки осуществляется при помощи сушильных плит и сушильной машины. Нагрев может производиться при помощи пара или электричества.

В процессе сушки из слоев гофрокартона удаляется лишняя влага, происходит окончательное затвердевание клея. Далее гофрокартон поступает на охлаждающую часть линии. Процесс сушки с последующим охлаждением во многом определяет качество получившегося гофрокартона. После этого гофрокартон подается в секцию продольно-поперечной резки, где он раскраивается и разрезается при помощи системы дисковых ножей. Процесс резки часто сочетается с рилеванием, или уплотнением гофрокартона на прямолинейном участке определенной ширины. В результате образуются линии рилевки, вдоль которых осуществляется перегиб листов гофрокартона. Рилевание производится при помощи так называемых рилевочных муфт. Затем гофрокартон нарезается на листы необходимой длины, из которых в дальнейшем изготавливается тара.

Картон

Картон является многослойным материалом с ярко выраженной анизотропией свойств. Для анализа характеристики картона можно выделить четыре основных слоя: поверхностный, промежуточный, прослойку и внутренний. Поверхностный слой вместе с промежуточным составляют около 25% от общей толщины картона, прослойка - около 55%, внутренний слой - около 20%.

Поверхностный слой картона предназначен для обеспечения необходимой твердости, прочности, жесткости, износостойкости, стойкости к истиранию и к царапинам поверхности картона. Этот слой определяет внешний вид тары и способность воспринимать различные способы печати.

Наилучшей способностью к получению высококачественных изображений отличаются сорта картона с мелованным покрытием. Покрытие состоит из пигментов и связующего. В качестве пигментов могут применяться сульфат бария, оксид титана, белый цинк, карбонат кальция, тальк и др. Связующими могут быть казеин, дисперсии полимеров, целлюлозный клей и др. Величину мелованного слоя выражают в граммах на квадратный метр поверхностей картона. Обычно она составляет от 160 до 200 г/мІ. Мелованные сорта картона называют хромокартоном.

Для получения поверхностных слоев используют самые высококачественные полуфабрикаты, для прослойки - самые дешевые. Например - макулатуру.

По составу слои подразделяют на не содержащие древесину массу, с малым и большим содержанием древесиной массы и на сырье. Не содержащие древесную массу слои состоят преимущественно из целлюлозы с незначительными примесями древесной массы, не превышающими 5 %. Слои с малым содержанием древесной массы состоят из целлюлозы с древесной массой не более 30%. В слоях с большим содержанием количество древесной массы превышает 30%. Серые слои состоят из полуфабрикатов макулатуры и древесной массы или только из древесной массы. Белыми называют слои из отбеленных полуфабрикатов, светлыми - из неотбеленных.

По отделки поверхности сорта картона подразделяют на три группы: литого мелования, мелованные, немелованные.

Повышение влагостойкости плоского склеенного картона является предметом современных исследований. Исследования направлены на повышение влагостойкости материалов слоев и влагостойкости клеев. Для этого материалы слоев получают из массы, пропитанной различными растворами. В качестве влагостойких клеев применяют поливинилацетатные эмульсии, латексы, битумные клеи.

На основе анализа нагрузок, которые воспринимает картонная тара в процессе ее изготовления, транспортирования, складирования, погрузочно-разгрузочных работ, установлены основные виды напряжений, возникающих в отдельных элементах картонной тары.

1. Сжатие в вертикальном направлении возникает в материале корпуса тары при операциях затаривания, закрывания тары, а также при штабелировании тары с продуктом, в процессе хранения и транспортирования. Это наиболее характерный вид напряжения, вызывающий при недостаточной прочности материала разрушение тары.
2. Сжатие в горизонтальном направлении возникает в основном при транспортировании, а также при погрузочно-разгрузочных работах.
3. Сжатие в тангенциальном направлении возникает при образовании кольцевого профиля на круглой таре.
4. Растяжение в осевом направлении возникает в процессе эксплуатации тары при динамичных нагрузках, при падении тары с сыпучим, пастообразным или другим продуктом, а также при технологических операциях изготовления тары.
5. Раздирание кромки возникает в процессе затаривания продукта, а также при эксплуатации.

Исследование процессов изготовления и эксплуатации картонной тары, а также лабораторные испытания механической прочности тары показали, что основными видами деформации картона являются:

  • деформация от воздействия сжимающих усилий, возникающих от статических и динамических нагрузок в процессе транспортирования и эксплуатации тары;
  • деформация материала на отдельных участках от действия сосредоточенных нагрузок, при которых происходит разрушение тары или возникает остаточная деформация.

Итак, прочные свойства картонной тары определяются, прежде всего, свойствами материала в исходном состоянии, а так же теми изменениями, которые происходят в материале в процессе изготовления тары.

Лайнер и флютинг

В производстве гофрокартона принято употреблять такие термина как «лайнер» и «флютинг».

Лайнер

Лайнер (от англ. liner — прямой, ровный, гладкий) — это обобщенное название картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации (НД) термин «лайнер» отсутствует. Он перекочевал в наш лексикон из англоязычных стран и, видимо, прижился надолго. По классификации (FEFCO) лайнеры подразделяются на крафт и тест лайнеры.

Крафт-лайнер (от нем. kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древмассы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным.

В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером.

Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер - базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон. Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.

Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и др. свойства.

ГОСТы

Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ 7420, где марка картона К-1 — высшей, К-2 и К-3 — первой категории качества.

Международная практика подразделяет лайнер на:

К (kraft) — лайнер, состоящий из целлюлозных волокон;
Т2 (test 2) — лайнер, состоящий из частично переработанных волокон;
Т (test 3) — лайнер, волокнистая композиция которого полностью состоит из вторичных волокон;
С (chip) — лайнер на основе макулатуры;
BW (fully bleached white) — крафт-лайнер из беленой целлюлозы;
WT (white top) — лайнер из вторичных волокон с верхним мелованным слоем;
MK (mottled kraft) — крафт-лайнер белого цвета с вкраплениями;
OY (oyster) — крапчатый тест-лайнер.

Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, торцовому сжатию, излому в поперечном направлении.

Флютинг

Термин «флютинг» так же, как и «лайнер», в НД не фигурирует. Однако, уже довольно давно он прочно вошел в обиход людей, связанных с гофроиндустрией. Официальное название флютинга согласно ГОСТ — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».

На Западе флютингом называют бумагу для гофрирования, произведенную из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины. Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга.

Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.

Флютинг отличается очевидной грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него.

ГОСТы регламентирующие производство гофрокартона включают в себя требования которым должен соответствовать данный продукт.

Бумага для гофрирования должна соответствовать требованиям ГОСТ 7377, согласно которого это бумага-основа, используемая для внутреннего слоя гофрокартона. Она изготавливается марок Б-0, Б-1, Б-2 и Б-3. Флютинг марки Б-1, в основном, изготавливается из сульфатной небеленой целлюлозы; Б-2 — преимущественно из смеси сульфатной небеленой целлюлозы и других ненормированных материалов; Б-3 — из ненормированных волокнистых материалов. Поскольку бумага для гофрирования используется для изготовления внутреннего слоя гофрированного картона, ее физико-механические показатели должны обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках (при складировании, штабелировании, хранении и т.д.) и главное, обеспечивать сохранность гофра.

Клей для производства гофрокартона

Для производства гофрокартона используются различные клея, в зависимости от способа нанесения, возможностей предприятия для его приготовления, либо используется готовый клей.

На производственном предприятии используется два вида клея, один для склейки слоев гофрокартона, другой для склейки продукции из гофрокартона. Склеивание коробов производится как воднодисперсионными, так и термоплавкими клеями. Для каждого из типов клеев характерны свои клеевые системы. А для клеевых систем характерен свой способ нанесения клея. На современном этапе скрепление коробов скобами отходит в прошлое, а на передний план выходят два основных способа склеивания коробов и гофрокоробов: контактный и бесконтактный. Есть еще роликовый способ нанесения, но он не пользуется популярностью у специалистов, так как не позволяет быстро переналаживать систему под новый заказ, под новые параметры.

Контактный способ - это системы низкого давления клея с простой клеевой головкой, обычно входящей в контакт с обрабатываемой поверхностью под определенным углом. Бесконтактный способ нанесения стал возможен после изобретения быстродействующих электрических клапанов. Это позволило наносить клей с некоторого расстояния от картона.

Контактная система часто используется при склеивании гофрокартона, а бесконтактная - для склеивания тары из картона.

Каждый из способов имеет свои преимущества. И нельзя сказать, что какой-то способ однозначно лучше, а какой-то хуже. Просто каждый из них выполняет свои задачи. Выбранный способ нанесения определяет выбор клея. Правильный подбор клея - важнейшее из условий четкой и бесперебойной работы клеевой системы.

Рассмотрим принципы работы и преимущество каждого из методов.

Контактный способ нанесения клея

В основе клеев, используемых для контаткного метода, лежат клеи с высокой вязкостью. Головка в такой клеевой системе имеет довольно большие размеры (диаметр от 1 до 1.5 мм). И только при достаточной вязкости возможна бесперебойная подача достаточного количества клея в зону контакта форсунки и картона при работе на давлении 1:1.

В случае контактного нанесения сам контакт с обрабатываемой поверхностью помогает "вытягивать" клей из клапана на поверхность картона. Данный метод требует полного контакта форсунки и картона. При его нарушении клей не всегда попадает на картон и часто выбрасывается из клеенаносящей установки в направлении движения картона, что вызывает загрязнение установки и клеевые следы на полу. Поэтому важным элементом является правильная настройка направляющих и пружин, которые обеспечивают возможность правильного нанесения клея. На оборудовании, работающем на скоростях до 20000 коробок/час, обязательно используются направляющие.

Емкость с клеем обычно устанавливается отдельно от клеенаносящих систем в удобное место в цехе. От этой емкости клей по ПВХ трубопроводу подается к оборудованию. И распределяется по клеенаносящим системам, в которых устанавливается необходимое для нанесения клея низкое давление.

Если ширину наносимого клеевого рисунка необходимо расширить, то для контактных систем характерно добавление специальных аппликаторов, которые позволяют расширить клеевой рисунок до 10 см на обычных машинах и до 15 см на больших машинах. Это очень удобно при склеивании тары больших размеров. Контактный метод обеспечивает очень точное нанесение клея на гофрокартон. При этом форсунки чистятся автоматически.

Бесконтактный способ нанесения клея

При бесконтактном нанесении необходим выброс клея на расстояние приблизительно 10 мм. Соответственно, требуется создание довольно высокого давления для придания достаточной скорости потоку клея, чтобы обеспечить его нанесение в нужное место на поверхности картона. При недостаточном давлении клея возможна закупорка форсунки. Поэтому для этого метода используются жидкие клеи на основе каучука. Только при низкой вязкости в данных условиях можно обеспечить чистоту нанесения и прерывание на головке. Низкая вязкость клея обусловлена также, меньшим размером отверстий в форсунках и большими скоростями.

Бесконтактные системы обычно основаны на использовании одного большого клапана и специальных насадок с несколькими отверстиями, или нескольких клапанах, встроенных в одну линию. В результате ширина клеевого рисунка ограничена 2-4 линиями (каплями) с расстоянием 0,6 см между их центрами или суммарной шириной рисунка в 2,5 см. Данные характеристики очень хороши при работе на малых машинах и с небольшими коробками, но для коробок большего размера покрытия не хватает.

Для бесконтактного метода характерны высокие скорости производства и соответственно - высокая производительность. В бесконтактном методе нанесения есть особенность - диаметр отверстия форсунки меньше, а само малое отверстие, через которое проходит клей - длиннее, чем в контактных системах. При простое в течение нескольких минут в головке может застыть достаточное количество клея, что, в свою очередь, может испортить первую коробку, которая будет обрабатываться после запуска системы.

Для предотвращения этого недостатка используется специальный изолятор, который накрывает форсунку, когда на входе нет картона, и оборудование простаивает. После запуска конвейера изолятор открывается, свежий клей поступает на обрабатываемый материал, и первая коробка отлично склеивается.

Перспективы производства картона

Постоянный рост производства картона в нашей стране, наблюдающийся в последние годы, - наглядное тому подтверждение. Да и во всем мире потребление картонной тары уверенно росло на протяжении последних 20 лет.
Результаты маркетинговых исследований показывают, что большая часть населения по-прежнему предпочитает картон другим видам упаковочных материалов. Более 90 % респондентов на просьбу назвать известные им виды упаковочных материалов первым вспомнили о картоне. На вопрос, какой материал они предпочитают в качестве упаковки, 23 % опрошенных ответили: "Картон". По их мнению, картон обладает способностью к вторичному использованию (55 %), доступен по цене (30 %), легок в использовании (23 %) и хорошо хранится (21 %). 65 % опрошенных заявили, что продукт, упакованный в картонную упаковку, более привлекателен и его легче найти на прилавках магазинов. Так что, картон с уверенностью можно отнести к продуктам "жесткого" спроса на рынке упаковки.

По статистике, сегодня картон и пластик занимают на российском упаковочном рынке лидирующие места (75 % всего рынка), при этом, картон и бумага - около 38%, пластик - 36 % рынка. Однако доля пластика в упаковке медленно растет. Показательно, что полимерные и комбинированные гибкие материалы занимают сейчас 50-55 % российского рынка упаковки с печатью, бумага и картон - 40-45 %, фольга - 5 %. То есть сегодня для изготовления упаковки с печатью, доля которой постоянно растет, пластик применяется в большем объеме, чем картон. Это связано в первую очередь с тем, что пластик чаще картона применяется для изготовления потребительской упаковки, печать на которой необходима в абсолютном большинстве случаев.

В целом же, по данным Abercade Consulting, доля бумаги и картона в потребительской таре на сегодня составляет 15,1 % общего объема потребления, в производственной таре - 73,9 % (сравнение проводилось по весу упаковки). На долю картона для упаковки (в т. ч. тарного картона и картона для потребительской тары) приходится более 80 % всего объема производства картона в России. По всей видимости, картон и бумага в ближайшие годы по-прежнему будут широко применяться в качестве материла для производственной и групповой тары, а картон, к тому же, - в качестве транспортной тары. Сегодня примерно 80 % производимого в России гофрокартона используется для производства транспортной упаковки. В то же время, 76-78 % транспортной упаковки составляют картонные ящики.

Статистика последних лет показывает, что у картона и производных из него упаковочных материалов перспективы применения по-прежнему остаются вполне радужными. По оценкам Всемирной организации производителей картона (WCO), Россия - единственная в Восточной Европе страна, где ожидается ежегодный прирост потребления тарного картона на уровне 6,5-7 % в год. По прогнозам экспертов, сделанным в начале 2006 г., рост спроса на упаковку из гофрокартона в ближайшей перспективе будет составлять около 4,4 % в год.

Основным потребителем упаковки из гофрокартона является пищевая промышленность (около 80 %), и ее доля в потреблении растет, что связано, конечно, с ростом самой пищевой промышленности. Примерно по 5 % упаковки из гофрокартона потребляют следующие отрасли: химическая, производство бытовой техники, производство синтетических моющих средств. Из других объективных факторов, влияющих на рост производства картона, прежде всего, отметим то, что после дефолта 1998 г. в нашей стране продолжается процесс импортозамещения в отрасли упаковки, и хотя на сегодня его позитивный заряд почти закончился, этот процесс все-таки стимулирует рост отечественного производства картона.

Если судить по данным статистики, производство как картона, так и полимеров, растет примерно одинаковыми темпами в процентном выражении, хотя в абсолютном выражении объем производства картона, естественно, находится на первом месте. В тоже время, исходя из общемировых тенденций перехода на пластик (в странах Европы и США 41 % производимых полимерных материалов используется для упаковки, а доля продуктов питания, упакованных в пластик, составляет более 60 %), мы можем сказать, что применение полимеров в упаковке будет постепенно обгонять применение картонов. Однако с учетом российской бедности можно предположить, что переход на пленку будет долгим и непростым. Несомненно, будет расширяться применение групповых упаковок стеклянных и пластиковых бутылок, состоящих из картонного поддона и термоусадочной пленки, ведь всем широко известно, что комбинация свойств картона и полимеров позволяет существенно улучшить барьерные свойства картона. Становится возможной упаковка в него масло- или влагосодержащих продуктов, происходит увеличение сроков их хранения, но при этом сохраняются и высокие механические качества упаковки из картона.

Будет увеличиваться использование полимерных пленок в упаковке жидкостей, синтетических моющих средств, химических веществ в связи со стойкостью пленок к химическому воздействию и их газа и водонепроницаемостью. Картон продолжит удерживать лидирующие позиции на рынке транспортной упаковки (поддоны, ящики, упаковка бытовых товаров). Этому будут способствовать его низкая стоимость, легкий вес, компактность, возможность легкого нанесения надписей.

 

В подготовке материала были использованы источники:

  • Журнал "Бумага и жизнь"
  • Здан О. Дипон Сайрел "Совершенство флексопечати. Тара и упаковка", 1995г.
  • Журнал "ГофроПресса" №12, 2008
  • Журналы "ЛесПромИнформ"
  • ГОСТ 7420-89 Картон для плоских слоев гофрированного картона
  • ГОСТ 7376-89 Картон гофрированный. Общие технические условия.
  • Бумага и основы для печати /Пер.с итал. Гатчина: СУДБ, 2002
  • Журнал "Картон и гофрокартон"
     

Нужна консультация?

Оставьте свой номер и мы перезвоним вам:








Отправить

Или свяжитесь с нами

Телефон:
+7 (812) 600-41-31

E-mail:
mail@pro-karton.ru